Строительство коммунального моста через Каму. 1961-67 гг.
В послевоенные годы город Пермь, как и другие крупные территориальные центры великой страны, активно развивается. Увеличивается численность городского населения, сказывается послевоенный всплеск рождаемости. Ведется активное строительство, в том числе и на правом берегу Камы. Перед областной властью встает важная задача по организации беспрерывного движения между центром и правобережной частью города. Принимается решение по строительству железобетонного коммунального моста. К реализации этого проекта подключается Министерство транспортного строительства СССР.
В 1961 году подразделение Мостостроительного треста №4 - Мостопоезд №1/37 (сейчас – мостоотряд №123) приступает к строительству моста через реку Кама. На правом берегу мостостроителями разбивается городок, ставится растворобетонный комплекс и сооружается производственная база. Долгие шесть лет возводится мост, длиною 998 метров, соединивший улицу Попова на левом берегу и улицу Спешилова на правом.
1 ноября 1967 года автомобильно-пешеходный мост открывается для движения. Кроме автомобилей и автобусов, по мосту было организовано и трамвайное движение. Многие пермяки еще помнят знаменитый 13-й маршрут от улицы М.Горького до Соснового бора. Летними утрами сотни жителей краевого центра садились в 13-й трамвай с корзинками и рюкзачками, направляясь за грибами и ягодами через мост на правый берег Камы, а вечером возвращались обратно.
Сегодня конструкция моста сильно устарела, многие аналогичные мосты, построенные по стандартному проекту на территории бывшего Союза уже демонтированы. Придет и время пермского коммунального сооружения. Перелистываются страницы истории, уходят люди и только фотографии из старого альбома позволяют нам понять то время, тех людей и то грандиозное событие, давшее очередной толчок в развитии Перми.
|
Общий вид.
|
|
Правый берег, общий вид городка мостостроителей.
|
|
Городок мостостроителей, административное здание.
|
|
Растворобетонный завод.
|
|
Устройство опор моста.
|
|
Устройство опоры.
|
|
Подготовка водолаза к погружению.
|
|
Устройство подводной части опор.
|
|
Правый берег, участок производственной базы.
|
|
Монтаж сборных железобетонных элементов опоры моста.
|
|
Опалубка столбов на опоре моста.
|
|
Устройство монолитной железобетонной поперечной балки на опоре моста.
|
|
Кран-балка готова к перемещению на очередную опору.
|
|
Первая левобережная опора и кессон.
|
|
Первая опора у левого берега.
|
|
Бетонирование поперечной балки левобережной опоры.
|
|
Изготовление Т-образных пролетных конструкций в пропарочных камерах.
|
|
Бригада бетонщиков.
|
|
Женский коллектив.
|
|
Начало монтажа пролетных строений у правого берега.
|
|
Кран-балка для монтажа пролетных строений.
|
|
Устройство правобережного подъезда к мосту.
|
|
Готовая балка пролетного строения.
|
|
Отгрузка пролетных строений.
|
|
Транспортирование балки пролетного строения.
|
|
Буксировка балки пролетного строения к месту монтажа.
|
|
Производственная смотровая площадка у опоры.
|
|
Руководство процессом монтажа балки.
|
|
Руководители наблюдают за монтажом.
|
|
Балка пролетного строения на берегу, подготовленная к отправке.
|
|
Крупный вид балки пролетного строения.
|
|
Контроль за точностью монтажа.
|
|
Балка, доставленная к месту монтажа на опору.
|
|
Первая балка пролетного строения смонтирована на опору.
|
|
Три балки, смонтированные на первой опоре.
|
|
Инженерно-командный пункт.
|
|
Очередная опора готовится к приему балок.
|
|
Соединение консольных балок с помощью кран-балки.
|
|
Монтаж соединительных элементов между консольными балками.
|
|
Минуты отдыха.
|
|
Подготовка к замоноличиванию продольных соединений между балками.
|
|
Изготовление элементов моста на производственной базе.
|
|
Арматурные работы.
|
|
Изготовление железобетонных конструкций на производственной базе.
|
|
Армирование пролетного строения.
|
|
Женская бригада, уплотнение бетонной смеси виброрейкой.
|
|
Транспортирование средней пролетной балки с производственной базы.
|
|
Кран-балка, установленная на очередной пролет.
|
|
Кран-балка транспортирует балку пролетного строения.
|
|
Фото под балкой «на память».
|
|
Кран-балка, установленная на левом берегу.
|
|
Начало надвижки балки пролетного строения на левом берегу.
|
|
Завершение надвижки балки пролетного строения.
|
|
Все пролеты перекрыты.
|
|
Торжественный митинг, посвященный досрочной сдаче моста.
|
|
Торжественный момент.
|
|
Трибуна с почетными гостями и строителями.
|
|
Первые пешеходы.
|
|
Первые рейсовые автобусы «Закамск- Центральный рынок» готовы к проезду по новому мосту.
|
|
Митинг на левом берегу.
|