Пермские истории

« вернуться

Пермская открытка. История создания.

Одна из первых открыток
с видами Перми. Издатель К.Шульц

Первые открытки с видами Перми появились на рубеже XIX-XX веков. В 1900 году рижское издательство «Карла Шульца» выпускает небольшую серию коллажных открыток с изображением красивых пермских зданий. В короткий временной промежуток появляются новые фотографы и новые издательства, выпускающие множество красивейших открыток с видами губернского центра. Тиражи массово печатались Перми, Екатеринбурге и Европе.  Но с годами практически все значимые здания Перми многократно растиражированы и потребовались новые идеи по воспроизведению городских пейзажей. В 1910 году на пермском рынке появляются открытки фотографа-любителя – Николая Ивановича Аммосова, который частично отказался от традиционного тиражирования известных городских видов. Молодой издатель обратил внимание на красоту природы в окрестностях Перми. Могучая река Кама и речки Егошиха с Гайвой, пароходы и пристани, дачные места и пруды, фотографии ночного города и весенние разливы – основные темы в издательстве Н.Аммосова.

Оригинальная фотография
Н.И.Аммосова

В коллекции «Пермского стиля» находится уникальный архив Николая Аммосова с оригинальными фотографиями автора. Данные фотографии использовались в качестве прототипов для изготовления открыток.

На примере одной фотографии мы покажем, как же возникали известные нам пермские открытки.

Первая задача у фотографа состояла в поиске оригинального и интересного вида. В нашем случае, на первой фотографии – пристань Даниила Евдокимовича Ржевина в Перми на реке Кама. К пристани причалены пароходы «Гражданинъ» и «Григорiй». Легкая водная рябь, отплывающая лодка, небольшой угор на заднем плане – типичные и вполне удачные дополнения к основной композиции кадра. Этот кадр и стал основой для новой открытки.
  

Ретушированная фотография
для издательства

Но издатель посчитал, что данное изображение не отражает полностью то, что он видел своими глазами. Не хватает мелких деталей и полутонов, которые не отразились на фотобумаге. Возможно, на улице была пасмурная погода, или не совсем правильно настроен фотоаппарат, а может и проявка фотопластин прошла не совсем удачно. Фотохудожник принимает решение дорисовать и ретушировать кадр. И если современные фотографы исправляют огрехи композиции и экспозиции, используя компьютер, то на стыке веков в любой приличной фотомастерской или издательстве работал художник-ретушер, использующий в качестве инструментов только простой карандаш и чернила.

Укрупненный фрагмент ретуши

На второй фотографии мы наблюдаем тот же вид, но с элементами ретуши. Чернилами дорисованы флагштоки с развивающимися вымпелами, на горе появились храмовые купола и шпиль, а карандашом подретуширован горизонт и нарисован силуэт железнодорожного моста. Для полного восприятия картины, мы размещаем укрупненный фрагмент ретуши.
  

Оборотная сторона с пометками

Но у открытки имеется и оборотная сторона, на которой в обязательном порядке отводится место под адрес получателя и поле для текста. И здесь издатель может внести определенные корректировки: добавить собственные данные, изменить дизайн и цветовую гамму. И в нашем случае Н.И.Аммосов внес изменения в стандартный вариант оборотной стороны открытки. «Открытое письмо» требовалось заменить на «Почтовая карточка», а по левому краю размещены исходные данные издания фотографа-любителя. Так же мы видим технические типографские надписи и номер.
  

Предложение от А.Рериха

Лицевая сторона готова и отретуширована, оборотная сторона тоже создана. Осталось выбрать для печати картон с определенным цветом и плотностью. Московское издательство А.Рериха предлагает Н.Аммосову вариант: гладкий картон и цвет «черная платина». Комментарий на картоне: «Эта сторона делится на две половины, причем на левой, по желанию можно печать фирмы издателя, т.е. Вашу, как у Синакевича». (Для справки: А.В.Синакевич – один из первых пермских издателей открыток, общественный деятель).

Все технические вопросы решены, пожелания заказчика учтены. Серийная открытка с новым видом выпущена и разрешена к продаже. Как мы видим, конечный вариант полностью повторяет ретушированный оригинал.

Лицевая сторона

Оборотная сторона

Письмо Н.И.Аммосову

И немного о Николае Ивановиче Аммосове. Николай был приемным сыном Иосифа Юлиановича и Ольги Платоновны Петровских (Пиотровских). Иосиф Юлианович – выходец из старинного дворянского польского рода. Как участник польского восстания 1863 года был лишен дворянского звания и отправлен в ссылку. После амнистии жил и работал в разных городах России, а в 1875 году навсегда приехал в Пермь и открыл вместе с женой собственный книжный магазин на углу Покровской и Сибирской улиц. Своих детей у Иосифа Юлиановича и Ольги Платоновны не было, но они воспитывали 10 приемных детей, среди которых был и Николай Иванович Амосов. Юноша прошел у своего отца практическую школу книжного дела и с годами принял решение о собственном издательстве. После революционных событий 1917 года Н.И.Аммосов не покинул Россию как многие его друзья, а остался вместе с престарелым отцом в Перми, возглавив магазин своих родителей. С годами «книжный магазин О.П.Пиотровской» преобразовался в магазин «Пермкнига», а Николай Иванович остался в нем и стал советским служащим. У нас нет данных о дальнейшей биографии известного пермского издателя. Имеется письмо, датированное 1926 годом, отправленное Николаю Ивановичу из Харбина неизвестным земляком.

Письмо из Харбина

«Спешу с приветом к Вам и Вашему семейству, всё жду, когда Вы черкнете. Как Вы живете, как наша выглядит родная Пермь, в которой мною было проведено столько лучших дней. Что теперь у нас на углу… В общем, на досуге черкните, я буду очень ждать…».

 


« вернуться

тел: 8-912-0600002   


Нумизматический магазин

антикварный магазин

подписка на новости