Пермские истории

« вернуться

7 историй о пермской фотографии.

Небольшой экскурс.

Открытка
«Привет из Перми»

Первые российские фотографы–первопроходцы появились на территории Прикамья в 40-х годах XIX столетия. Эти предприниматели путешествовали по крупным и мелким уездным городам, показывая удивленным жителям техническую чудо-новинку. На некоторое время в городе открывался фотосалон, а затем, вручив всем желающим заветные фотокарточки и получив изрядный куш, предприниматели сворачивали «дело» и уезжали в следующий город. С годами число фотографов увеличивалось, смысл переезда из города в город себя изжил, и фотографы стали оседать в тех местах, которые посчитали наиболее благоприятными для ведения бизнеса.

Открытка «Покровская улица.
Фотография Якунина».
Александр Александрович Якунин
имел собственный дом на Покровской
улице, в котором и расположился
фотосалон. Здание не сохранилось

Общепринято считать, что первым фотографом, открывшим собственное заведение в Перми, был крестьянин Константин Федорович Чайковский. (АК-1892). Это произошло в 1855 году.

Через 5 лет, в 1860 году открылось фотоателье Сарапульского мещанина - Степана Васильевича Рылова, а в 1861 году – фотосалон Морица Гейнриха, австро-венгерского подданного, бежавшего в Россию.

В 1875 году открылась фотография Александра Александровича Якунина, пожалуй, самого популярного и успешного фотографа дореволюционной Перми. А всего, за период с 1855 по 1917 год документально зафиксирована трудовая деятельность более 50-ти пермских фотографов.

 

Ранняя датированная фотография. История 1-я.

Фотография двух друзей, 1869 г.
Штамп: «ФОТОГРАФi
Я С.А.Протасевича
Близъ Петропавловс. Собора въ Перми.»

Очень интересный момент для коллекционера или краеведа – найти первую датированную фотографию, отпечатанную в Перми, с чёткой атрибуцией.

Известно, что самые ранние по датировке фотографии, находящиеся в фондах Пермского краевого музея, относятся к 1860-м годам и произведены в фотоателье К.Ф.Чайковского.

В архиве же автора имеется фотография двух друзей в полный рост с датировкой 1869 года и штампом фотографа С.А.Протасевича, который имел своё фотографическое заведение «близ Петропавловского Собора в Перми». Вероятно, данный фотосалон проработал совсем недолго. Стоить отметить, что информация о неизвестном до сегодняшнего дня фотографе Протасевиче публикуется впервые.

Степан Федорович Верхоланцев, 1861 г.

У автора есть и более ранние датированные фотографии с «пермской» историей, но без четкой атрибуции.

К примеру, фотография Степана Федоровича Верхоланцева - отца знаменитого пермского педагога, летописца и краеведа Владимира Степановича Верхоланцева. Карточка датирована 1861 годом, но не имеет выходных данных о фотографе и городе. Нам известно, что Степан Федорович происходил из семьи пермских крестьян, но, тем не менее, мы не можем утверждать, что фотокарточка была сделана именно в Перми, хотя все логические предпосылки к такому выводу имеются.

 

Знание и внимательность. История 2-я.

Любая старая фотография содержит в себе массу полезной информации и поэтому всегда должна подвергаться скрупулёзному анализу. Но не всегда надо верить тому, что видишь.

Евдокия Аггеева (Кривощёкова)
Подпись: «Евдокия Николаевна Аггеева.
1877 года 8 мая. 20-ти лет.»
Лицевая и оборотная сторона фотографии.
Штамп: «Фотографiя С.В.Рылова. Сарапулъ»

Как пример, рассмотрим фотографию из архива автора, на которой запечатлена некая девица в полный рост. Фотография изготовлена в фотосалоне С.В.Рылова.

Согласно штампу фотографа, карточка имеет принадлежность к городу Сарапул. И вроде бы логично, Рылов – сарапульский мещанин и трудовую деятельность фотографа начинал именно в этом городе. На фотографии имеется подпись с датировкой: «Евдокия Николаевна Аггеева 1877 года 8 мая. 20-ти лет».

Но ведь известно, что фотоателье Степана Васильевича Рылова работало в Перми уже с 1860 года. Также, необходимо обратить внимание на тот факт, что «сарапульские» фотокарточки С.В.Рылова периодически появляются на антикварном рынке Перми.

Можно смело предположить - фотографии этого мастера со штампом Сарапула и датировкой после 1860 года могли производиться именно в Перми. Скорее всего, фотограф, открывая своё заведение в Перми, кроме фотооборудования привёз и множество готовых, пустых паспарту с нанесенной атрибутикой города Сарапула.

Да и сама фотография с подписью без всякого сомнения говорит о пермской территориальной принадлежности. Дело в том, что Евдокия Николаевна Аггеева – это первая жена знаменитого уральского картоведа и блестящего ученого Ивана Яковлевича Кривощекова. В метрической книге Пророко-Ильинской церкви села Ильинского за 7.01.1880 года есть такая запись: «… Жених- младший унтер-офицер Иван Яковлевич Кривощёков, 25 лет; невеста - Почётного Гражданина Николая Григорьевича Агеева дочь ЕВДОКИЯ, 23 лет …». Семейное счастье Кривощёковых, к сожалению, не было долгим. 11 ноября 1881 года Евдокия Николаевна умерла «от чахотки». Проживая в Ильинском селе, Евдокия никогда не была в Сарапуле, а, следовательно, и фотография не может иметь сарапульских «корней».

 

«Эволюция» паспарту. История 3-я.

Оборотная сторона фотографии.
«Мокрый» штамп

Фотопаспарту – это кусок плотного картона определенного размера. По центру картона вклеивали бумажную фотографию. То есть, если сказать проще, паспарту – это подложка для фотографии. А еще использовали тип паспарту в виде «конверта» с вырезанным на лицевой стороне четырёхугольным или иной формы отверстием, в которое и вставляли фотографию. На паспарту удобно делать поясняющую надпись или автограф дарителя, а сама фотография лучше сохранялась, не выгибалась и не ломалась.

Первые фотографии клеили на простой картон, без всяких выходных данных. При необходимости, наносились поясняющие подписи, к примеру, год.

Универсальное паспарту
CABINET PORTRAIT

Через несколько лет на «помощь» фотографам пришли типографии, которые стали выпускать универсальные варианты паспарту. На картон наносился различный орнамент, медальки, рисунки и надписи для антуража. Универсальным паспарту пользовались многие фотографы даже в советское время. Некоторые фотографы наносили на оборотную сторону так называемый мокрый штамп чернилами с выходными данными своего салона.

Элементом престижа для фотографа считалось изготовление в типографии паспарту с печатью всех выходных данных. Именное паспарту – неизменный атрибут любой солидной фотографии. На лицевой стороне паспарту указывали фамилию фотографа-предпринимателя, а на оборотной - полные данные:

Оборотная сторона паспарту
«Центральная фотография А.А.Якунина».
Покровская улица, собственный дом
в Перми

адрес, награды, полученные на различных выставках, наличие электроосвещения, номер телефона. Также могли отметить, что негативы хранятся вечно или указать, что салон специализируется на художественной фотосъемке. При изготовлении паспарту могли применять и различные высокохудожественные элементы, повышающие интерес к фотографии, такие как: глянцевый картон, золотой обрез или волнистая окантовка, тиснение, нестандартный размер и т.д.

Эра паспарту закончилась уже середине XX века. Фотоаппараты появились во многих семьях и массовое производство любительских фотографий потребовало новых фотоальбомов повышенной вместительности, поэтому и отказались от толстого картона-паспарту.

 

Калейдоскоп фотографий. История 4-я.

Художественная фотография,
«кабинетный формат»,
рисованный задник, интерьер

 

Самые популярные размеры фотопортретов в дореволюционной России: 10х15 см – так называемый

Фотография
в полный рост

 «кабинетный» и 6х8 см – «визитный». «Кабинетные» фотографии обычно обрамляли в рамы и ставили на стол или располагали на стенах. «Визитные» портреты носили с собой, чтобы при знакомстве, свидании или просто на память при любом удобном случае подарить своему собеседнику, сопроводив её соответствующей дарственной надписью. Фотографии-визитки преподносились и вместо визитных карточек.

Каждый фотограф имел свой индивидуальный стиль и художественный вкус. Любой солидный фотосалон обладал широким ассортиментом различных костюмов, шляпок и прочего реквизита. Для создания заднего фона на фотографиях могли использовать рисованные холсты с изображением, для интерьера использовали различные бутафорные конструкции – плетень или кованые оградки, элементы природы (берёзки, лебедей из папье-маше), письменный стол с принадлежностями, стулья или тумба с книгами и прочее.

Круглый портрет,
фот. А.Якунин, Пермь, 1909 г.

Нестандартный «ромбовидный»
вариант фотопаспарту

Основные типажи фотографий - это позированные в полный рост или погрудные, а взгляд направляли на объектив или в сторону. Популярность пользовались и художественные виды с элементами декораций: сидя на стуле, за столом, в шлюпке с веслом и прочие.

Некоторые фотографии имели индивидуальный размер и форму: вытянутая, ромбовидная, с овальным или выпуклый под давлением портретом, мини или макси размер. Наличие множества вариантов при выборе паспарту и декораций давало конкурентное преимущество перед другими фотосалонами.

 

Рождение открытки. История 5-я.

Фотооткрытка Н.И.Аммосова.
Оригинальныый вариант. Лицевая сторона

В 1910 году в сообществе фотографов Перми появляется Николай Ивановича Аммосова, имеющий, кстати, прямое отношение к знаменитой на Урале семье Пиотровских. Молодой фотограф-издатель обратил внимание на красоту природы в окрестностях Перми. Могучая Кама и речки Егошиха с Гайвой, пароходы и пристани, дачные места и пруды, фотографии ночного города и весенние разливы – это основные темы в работах Аммосова.

В коллекции автора находится небольшой архив с оригинальными фотоработами Николая Аммосова. Некоторые фотографии использовались в качестве прототипов для изготовления открыток и на примере одного снимка мы покажем, как же «рождались» всем нам известные пермские видовые открытки.

Фотооткрытка Н.И.Аммосова.
Ретушированный вариант. Лицевая сторона

Главная задача мастера - поиск оригинального и интересного вида. В нашем случае, на первой фотографии Аммосов выбрал вид пермской пристани Даниила Евдокимовича Ржевина на реке Кама. К пристани причалены пароходы «Гражданинъ» и «Григорiй». Легкая водная рябь, отплывающая лодка, небольшой угор на заднем плане – типичные и вполне удачные дополнения к основной композиции кадра. Этот кадр и стал основой для новой открытки.

Но наш издатель посчитал, что полученная фотография не отражает полноты всей картины. Не хватает мелких деталей и полутонов, которые не отразились на фотобумаге. Возможно, на улице была пасмурная погода, или не совсем правильно настроен фотоаппарат, а может и качество фотопластин не позволяло получить «правильное»

Злементы ретуши. Фрагмент

изображение. Фотохудожник принимает решение дорисовать и ретушировать кадр. И если современные фотографы исправляют аналогичные огрехи композиции и экспозиции, используя компьютер, то на стыке веков в каждой приличной фотомастерской или издательстве работал художник-ретушер, использующий в качестве своих инструментов простой карандаш и чернила.

На второй фотографии мы наблюдаем абсолютно полную копию первого снимка, но с элементами ретуши. Чернилами дорисованы флагштоки с развивающимися вымпелами, на горе появились храмовые купола и шпиль, а карандашом подретуширован горизонт и нарисован силуэт железнодорожного моста.

Для полного восприятия картины, мы размещаем укрупненный фрагмент ретуши.

У любой открытки имеется и оборотная сторона, на которой в обязательном порядке отводится место под адрес получателя и поле для

Оборотная сторона фотооткрытки
с пометками Н.И.Аммосова

текста. И здесь издатель тоже мог внести определенные корректировки: добавить собственные данные, изменить дизайн и цветовую гамму. Николай Аммосов внес свои поправки, надпись: «Открытое письмо» заменил на «Почтовая карточка», а по левому краю разместил исходные данные своего издания. Там же мы видим технические пометки типографии - надписи и номер.

Лицевая сторона готова и отретуширована, оборотная сторона тоже создана. Осталось выбрать картон для печати открытки, определить тон и плотность. Московское издательство

Рекомендация-предложение
от московского издательства А.Рериха

А.Рериха предлагает фотографу следующий вариант: гладкий картон и цвет «черная платина». Комментарий на картоне: «Эта сторона делится на две половины, причем на левой, по желанию можно печать фирмы издателя, т.е. Вашу, как у Синакевича». (Для справки: Александр Васильевич Синакевич – один из первых пермских издателей открыток, общественный деятель, городской голова Перми, человек очень интересной судьбы и абсолютно не изученной нашими краеведами биографией).

Все технические вопросы решены, пожелания заказчика учтены и открытка ушла в печать. Как мы видим, конечный вариант полностью повторяет ретушированный оригинал и учтены все авторские пометки.

Открытка «г.Пермь. На р.Каме.
Пристань Ржевина».
Издание фотографа-любителя
Г.И.Аммосова

Фотография-прототип
и результат печати

 

Взгляд через столетие. Цифровая фотография. История 6-я.

Старинные фотопластины в коробках

В начале ХХ века фотографы использовали в своей работе громозкие фотоаппараты, а для фиксации изображения - стеклянные пластины размерами 6 на 9 и 9 на 12 см, с нанесенным фотоэмульсионным слоем, которые со временем были заменены знакомыми всем нам фотоплёнками. Пластины были хрупкими, а эмульсия от времени и неправильного хранения отслаивалась и осыпалась. С годами фотопластины утрачивались и до наших дней сохранилось лишь небольшое количество фотоартефактов, а те что сохранились, как правило, лежат мертвым грузом у краеведов и в запасниках музея. И лишь немногие знают, как можно «оживить» таинственный черно-белый кусочек стекла. В 21-м веке время «химических» процессов ушло в прошлое и наступила эра цифровой фотографии.

Загрязненная фотопластина

Эта история произошла несколько лет назад, когда в архиве автора появился стеклянный негатив с изображением храма, предположительно Пермской губернии. Пластина имела значительный скол и сильные следы загрязнения. К счастью грязь оказались не слишком стойкой и удалось очистить негатив без повреждения нежного фотоэмульсионного слоя.

Для перевода изображения со стекла в электронный отпечаток мы использовали специальный световой короб и цифровой зеркальный фотоаппарат с профессиональным макрообъективом. Расположив стеклянный негатив на коробе и подсветив его рассеянным светом, мы сделали несколько снимков фотопластины, установленным вертикально на штативе фотоаппаратом. Выбрав на компьютере самый четкий и кадр, приступили к обработке полученного изображения, используя графическую программу.

Световой короб и негатив

Прежде всего, перевели негативное изображение в позитивное.

Настроенный фотоаппарат

Появились очертания знакомого храма. На фотографии во всей красе стоял собор Петра и Павла – первое каменное здание Перми, сохранившиеся до наших дней. Немного отредактировав изображение и восстановив утраченный фрагмент, мы и получили оцифрованную фотографию собора Святых Апостолов Петра и Павла. Историческое сообщество обрело новый и неизвестный снимок старой Перми.

Цифровой негатив

Собор Святых Апостолов Петра и Павла

 

Успешный фотограф. Автограф Морица Гейнриха. История 7-я.

Оборотная сторона паспарту.
Фотография М.Г.Гейнрих

В 1861 году в арендованном доме Любимова на Сибирской улице Перми открывается фотосалон австро-венгерского подданного Морица Гейнриха.

Настоящая фамилия этого фотографа – Ротони, а фамилию Гейнрих он взял уже в России. Мориц Ротони был потомком старинного венгерского дворянского рода. В 1848-49 годы 22-х летний юноша принимает активное участие в австро-венгерском национально-освободительном движении и после его поражения, дважды раненый, был вынужден спасаться бегством. Очутившись в России, Мориц Гейнрих продолжительное время проживает в Оренбурге, а в 1861 году переезжает в Пермь.

Как писал пермский историк Александр Алексеевич Дмитриев - фотография Морица Гейнриха одна из лучших в городе. Высокое качество исполнения работ и невысокие цены пришлись по вкусу горожанам. Фотоателье Морица Гейнрих успешно работало в Перми более 25 лет. В дальнейшем, фотограф переехал в Екатеринбург, где и прожил остаток своей жизни (+1895г.).

В архиве автора есть интересный артефакт – фотография с автографом М.Гейниха. На снимке запечатлен уголок Мотовилихи, деревянные постройки, в одной из которых расположилось питейное заведение с продажей крепкого темного пива – «Портерная».

Фотография Мотовилихи, 1870 год

В 1870 году на Пермском сталепушечном заводе открывается новый фотосалон. Подпись на фотографии гласит: «Первый снимок фотографии Пермского сталепушечного завода. 6 апреля 1870 года». Нам не известно, кто конкретно произвёл этот снимок. Вероятнее всего, сам Мориц Гейнрих консультировал эту фотостудию на стадии её открытия и нашем случае дал свою рецензию (в виде автографа) по качеству снимка и фотоаппарата.

Оборотная сторона фотографии
с автографом М.Гейнриха

И хотя «венгерский граф» проживал на то время в России уже более 20 лет, орфография (как мы видим) выдаёт в нём иностранца. «Сертификатъ. Лучше етова апарата нилзя и требовать онъ такъ хорошъ что и лучева невстретишь. М.Гейнрих».

© Кориненко Михаил Юрьевич. Пермь, 2018г.

 


« вернуться

тел: 8-912-0600002   


Нумизматический магазин

антикварный магазин

подписка на новости