Пермские истории

« вернуться

Авиатор из Оханска

Праздничный буклет

   23 августа 1929 года с Центрального аэродрома Москвы в воздух поднялся самолет АНТ-4 " «Страна Советов». Тяжёлый двухмоторный самолет взял курс: Москва - Дальний Восток - Тихий океан - Соединенные Штаты Америки. Спустя неделю, преодолев 20 тысяч километров, он приводнился у берегов Аляски. В составе прославленного экипажа самолета был авиатор из Оханска - Филипп Ефимович Болотов.
   Инициатором дальнего перелета выступил Осоавиахим. Для перелета подготовили один из первых серийных бомбардировщиков - ТБ-1, получивший имя "Страна Советов". Поскольку значительная часть маршрута перелета пролегала над морем, решили использовать поплавковое шасси и установить дополнительные топливные баки. С самолёта сняли всё вооружение и доукомплектовали различным оборудованием и электроприборами.
   Экипажем командовал С.А. Шестаков (в то время личный пилот начальника ГУ ВВС РККА Петра Ионыча Баранова). В составе экипажа: второй пилот - Ф.Е. Болотов, штурман - Б.В. Стерлигов и бортмеханик - Д.В. Фуфаев. Самолет должен был пролететь почти всю страну, на Дальнем Востоке сменить колеса на поплавки и продолжить путь вдоль побережья Северной Америки, после чего планировалось пересечь континент.
   23 августа 1929 года Шестаков с товарищами поднял самолёт в воздух и взял курс на восток. Полет проходил с большими сложностями: неоднократный отказ двигателей, незапланированные посадки, проливные дожди и низкая облачность… График полета был полностью нарушен. Но, тем не менее, прославленный экипаж достиг Нью-Йорка, совершая промежуточные остановки на континенте в Сиэтле, Портленде, Сан-Франциско и Чикаго.
   Первый полет из СССР в Америку был завершен. Это был поистине героический полёт. Американские жители восторженно встречали представителей новой России. В честь советских пилотов жители Нью-Йорка установили мемориальную доску с именами героев, которая сохранилась до настоящего времени.
   Обратно в СССР экипаж вернулся морским путем на пароходе «Мавритания». В Москве героев наградили орденами Боевого Красного знамени и почетными грамотами ВЦИК 
   Филипп Ефимович Болотов не случайно попал в этот экипаж. Он был и моряком-подводником, а с 1920 года – морским летчиком.
  

Ф.Е.Болотов

   Филипп Ефимович родился в 1888 году в деревне Тупики Острожской волости Оханского уезда. Окончив сельскую школу, работал учеником слесаря. В 1909 году был призван на Дальний Восток в царскую армию, где служит на подводной лодке.
   В 1918 году Филипп Болотов возвращается в Оханск. В городе только что установлена Советская власть. Болотов становится комиссаром и активно участвует в подавлении Воткинско-Ижевского выступления белой гвардии. В 1919 году Болотов командирован в речную флотилию, но вскоре переведен в авиационный полк. Так он навсегда связал свою жизнь с авиацией.
   После знаменитого межконтинентального перелета Филипп Болотов еще некоторое время бороздил воздушные просторы, а в 1936 году перевелся в Ленинградский институт метрологии, совершая специальные полеты. Великая Отечественная война вернула Болотова в ряды военных авиаторов. Работая на авиационных заводах, Филипп Ефимович испытывал новые марки самолетов.
   Филипп Ефимович Болотов награжден двумя орденами Ленина, орденами Боевого и Трудового Красного Знамени, многими медалями.
   Ф.Е.Болотов умер в 1955 году после продолжительной болезни. Благодаря поискам оханских и пермских краеведов восстановлены страницы биографии нашего героя. Пермский край помнит своих земляков.

 


« вернуться

тел: 8-912-0600002   


Нумизматический магазин

антикварный магазин

подписка на новости